Educational resources of the Internet - Literature.

  Образовательные ресурсы Интернета - Литература.

        Главная страница (Содержание)

   

Общеобразовательные

Теория литературы. В 2 т. Под ред. Тамарченко Н.Д.

М.: 2004. - Т.1 - 512с., Т.2 - 368с.

Первый том учебного пособия посвящен общим проблемам искусства и категориям эстетики, культурологии и семиотики в изучении художественной литературы (первая часть), а также систематическому изложению понятий и методов теоретической поэтики в анализе различных аспектов литературного произведения — таких, как речь, сюжет, повествование — и характеристике типических структур художественного целого, т. е. рода, жанра и стиля (вторая часть). Стремясь ознакомить читателя с широким спектром мнений по каждому вопросу и помочь ему достичь большей ясности и определенности понятий, авторы в то же время рассматривают теорию литературы как путь и средство проникновения в смысл каждого конкретного художественного произведения.

Второй том учебного пособия посвящен исторической поэтике, которая взаимодополняет теоретическую поэтику. Созданная сто лет назад русским ученым А. Н. Веселовским, она все еще находится в состоянии становления, хотя уже вошла в круг дисциплин, изучаемых в высшей школе. Предлагаемый труд — первое учебное пособие по исторической поэтике. Основные проблемы этой области теоретического литературоведения — происхождение и развитие как самой литературы, так и ее важнейших категорий: автора и героя, слова и образа, сюжета, родов и жанров и др. Они излагаются систематически, с охватом всех стадий развития литературы и на широком сравнительном материале (фольклор, античная и европейские, русская, арабская и персидская, индийская, китайская и японская литературы).
Для студентов филологических факультетов вузов. Может быть рекомендовано филологам, историкам, культурологам, преподавателям и широкому кругу читателей.

 

 

Том 1.

Формат: pdf          

Размер:  7,1 Мб

Смотреть, скачать:  drive.google  

 

Том 2.

Формат: pdf          

Размер:  5,2 Мб

Смотреть, скачать:   drive.google  

 

 

 

 

ТОМ 1.
От авторов 3
Введение 4
Часть первая ЛИТЕРАТУРА КАК РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИСКУРСА
Глава 1. Семиотическая природа литературы 16
§ 1. Понятие о знаковости искусства 16
1. Искусство слова как вторичная знаковая система 19
2. Понятие о художественном языке (стиле) 24
§ 2. Структура художественного текста 26
1. Структура объектной организации 28
2. Структура субъектной организации 30
3. Структурная схема литературного произведения 32
Глава 2. Эстетическая природа литературы 43
§ 1. Эстетическое отношение 43
§ 2. Эстетическая деятельность 49
1. Целостность художественного мира 51
2. Типы эстетического завершения 54
Глава 3. Коммуникативная природа литературы 77
§ 1. Литература как способ духовного общения 77
§ 2. Коммуникативные стратегии художественного письма 83
1. Референтные компетенции дискурса 84
2. Креативные компетенции дискурса 87
3. Рецептивные компетенции дискурса 90
§ 3. Парадигмы художественности (понятие о литературном процессе) 92
1. Рефлективный традиционализм 94
2. Креативизм 96
3. Модернизм 101
Часть вторая ЛИТЕРАТУРА КАК ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА
Раздел первый. Литература как вид искусства 106
Глава 1. Художественная словесность и другие виды искусства 107
Введение 107
1. Постановка проблемы 107
2. Справочная литература и научная традиция 110
§ 1. Ситуация «Лессинг — Гердер» в истории вопроса 113
1. Лессинг: знаки искусства и подходящая для него предметность 113
2. Гердер: поэзия как * энергетическое» искусство 118
§ 2. Проблема наглядности словесных описаний 120
Глава 2. Слово (речь) как материал художественного произведения 124
§ 1. Особый язык или особое использование обычного языка? 124
1. Первый подход 124
2. Второй подход 129
§ 2. Способы решения проблемы в научной традиции 130
1. Нейтральные определения 130
2. Литературоведческая стилистика против лингвистической 132
3. Лингвистическая стилистика плюс поэтика 134
4. Лингвистический материал — носитель эстетической формы 136
Глава 3. Поэзия и проза 138
§ 1. «Готовый» поэтический образ 142
1. Тропы и фигуры 144
2. Топосы и эмблемы 147
§ 2. Семантически «открытый» поэтический образ 151
1. Постановка проблемы «нериторического» тропа 153
2. Параллелизм, метафора, символ 154
§ 3. Специфика прозаического словесного образа 160
1. Классификация типов прозаического слова 161
2. Два исторических типа идеологического и литературного слова 162
3. Прозаический образ в отличие от образа в поэзии 162
§ 4. Проблема словесного образа в истории науки 163
1. От идеи «особых выражений» к идее «поэтического контекста» 164
2. Ритм, слово и язык в поэзии и прозе (Тынянов, Бахтин и Веселовский) 167
Раздел второй. Структура произведения 172
Введение. Читатель, текст и «внутренний мир» литературного произведения 172
Глава 1. «Рассказанное» событие: мир героя и понятия «сюжетологии» 176
Введение 176
1. «Мир-героя» как эстетическая категория 176
2. «Внутренний» мир произведения и другие, связанные с ним понятия 178
§ 1. Художественное время, пространство, событие 179
1. Взаимосвязь категорий и форм времени и пространства 179
2. Классификации форм времени-пространства с учетом фольклорной и литературной традиции 181
3. Категория события 183
§ 2. Последовательность событий: сюжет и фабула 185
1. Виды событий и способы их оценки 185
2. Варианты последовательности событий и способы разграничения сюжета и фабулы 187
§ 3. Элементы сюжета и источники его развития: ситуация и конфликт (коллизия) 190
§ 4. Сюжет и мотив, комплекс мотивов и сюжетная схема 193
1. Мотив и другие понятия сюжетологии 193
2. Мотив и структура произведения 195
3. Комплекс мотивов и типы сюжетных схем 200
Глава 2. «Событие рассказывания»: структура текста и понятия наррадологии 205
Введение 205
1. Исходное понятие 205
2. Субъект речи и носитель точки зрения 207
§ 1. Компонент и композиция. Точка зрения и перспектива 208
1. Постановка проблемы композиции 209
2. Точка зрения и перспектива 212
§ 2. Повествование и система композиционных форм речи 223
1. Термин «повествование» и классическая риторика 227
2. Повествование, описание и характеристика 227
3. Роль повествования в системе композиционных форм речи 233
§ 3. Повествователь и рассказчик 235
1. Критерии и способы разграничения 235
2. Сравнительная характеристика 240
Глава 3. Автор и герой. Границы художественного мира 242
§ 1. Образ автора и автор-творец 242
§ 2. Герой, персонаж, характер и тип 248
1. Литературный герой как персонаж 249
2. Персонаж, не являющийся героем 252
3. Персонаж-характер 253
4. Персонаж-тип 255
5. Проблема совпадения или несовпадения героя с типом и характером 256
§ 3. Система персонажей и авторская позиция 258
1. Определения основного понятия 259
2. Система персонажей и «язык» типологии героя в фольклоре и литературе 261
Раздел третий. Тип произведения 264
Введение 264
§ 1. Постановка проблемы. Термины и понятия 264
§ 2. «Теоретические» и «исторические» типы произведений 268
I. Род 273
Глава 1. Эпика 276
Введение 276
1. Эпический мир или эпический текст? 277
2. Постановка проблемы единства эпических жанров 279
§ 1. «Родовые» свойства текста эпического произведения 281
1. Взаимоосвещение авторской и чужой речи 281
2. Фрагментарность 286
§ 2. Эпический мир и большая форма. Тип события, структура сюжета 288
1. Эпический тип события 289
2. Структура эпического сюжета 290
§ 3. Малые жанры и проблема эпического субъекта 297
1. Точки зрения субъектов в структуре малых жанров . 297
2. Родство больших и малых эпических форм 298
3. Эпическая «зона построения образа» 299
§ 4. К проблеме эпического героя 303
Глава 2. Драма 305
Введение 305
1. Вопрос о константной структуре и исторических изменениях 305
2. Театроведческий и литературоведческий подходы к драме 306
3. Три варианта теорий драмы 306
§ 1. «Зона построения образа» в драме. Катастрофа и катарсис 307
1. Пространство-время драматического события и позиция зрителя 307
2. Событие «завершения» в драме. Катастрофа и катарсис 309
3. Аспекты «завершающего» события (варианты перехода границ) 312
§ 2. Сюжет драмы: выбор судьбы. Завязка, развязка и перипетия 313
1. Свобода выбора и необходимость 313
2. Характеристика понятий, описывающих драматический сюжет 314
§ 3. Пространство-время драматического действия и конфликт 315
1. Ограничение пространства-времени действия и природа конфликта 316
2. «Обрамляющие» ситуации и мир драмы 317
3. Проблема единства действия в «неклассических» вариантах драматических структур 319
4. Итоговое определение драматического конфликта 320
§ 4. Текст драмы. Сценический эпизод и композиция 320
1. Специфика речи в драме в сравнении с эпикой (два подхода к проблеме) 321
2. Основные понятия: их взаимосвязь, определения и применимость 323
3. Сюжетные и внесюжетные функции слова 325
4. Сценический эпизод в качестве компонента 328
§ 5. Герой в драме: драматический характер, роль, тип, амплуа 329
Глава 3. Лирика 333
§ 1. Три теории лирики 333
§ 2. Субъектная структура лирического произведения 341
§ 3. Мир лирического произведения: пространство-время, событие и сюжет 347
1. Рефлексия и лирическое событие 350
2. Проблема лирического сюжета 353
§ 4. Лирическая речь и образные языки лирики 355
II. Жанр 361
Введение 361
§ 1. Универсальная модель жанровой структуры 363
§ 2. Жанровый «канон» и «внутренняя мера» жанра 368
Глава 1. «Твердые» и «свободные» варианты эпической формы 372
§ 1. Варианты большой формы: эпопея и роман 376
1. Незавершенное настоящее и абсолютное прошлое 378
2. Стилистическая трехмерность и слово предания 381
3. «Зона контакта» и абсолютная эпическая дистанция. Образ человека 383
4. Исторический пример «встречи» двух жанров в одном произведении -. 384
§ 2. Средние формы: новелла, повесть, рассказ 387
1. Канон новеллы и стереотипы повести 388
2. Повесть и роман 394
3. Проблема рассказа 400
Глава 2. Классическая и неклассическая драма 408
Введение 410
§ 1. Комедия с признаками драмы и драма, похожая на комедию («Горе от ума» и «Вишневый сад») 413
§ 2. Драма-тр"агедия («Гроза» и «Живой труп») 417
§ 3. «Средний» вариант: экспериментальная драма-диспут («На дне») 426
Глава 3. Проблемы динамики лирических жанров 431
§ 1. Идиллия и другие жанры (элегия и послание) 433
§ 2. Баллада 439
III. Стиль 443
Введение 443
1. Этимология и сфера употребления 443
2. Два аспекта проблемы стиля 444
3. Обзоры теорий и типологий стиля 445
Глава 1. Стиль литературного произведения 446
§ 1. Автор и стиль произведения 446
1. «Лицо» («типическое своеобразие») 446
2. Системность особенностей или «примет» 449
3. Телеологическое соотношение «облика формы» и принципа, определяющего этот облик 450
§ 2. Автор и традиция 455
1. Стиль я традиция внехудожественного словоупотребления 455
2. Стиль я традиция художественного словоупотребления 456
3. Итоговое определение стиля 456
Глава 2. Чужой стиль в литературном произведении 457
Введение 457
1. Постановка вопроса 457
2. Состояние вопроса в науке 459
§ 1. Проблема художественной реакции на чужой стиль у Бахтина и Тынянова 460
1. Стилизация, подражание и стиль 460
2. Стилизация и пародия 461
3. Стилизация и вариация 461
4. Пародия 463
§ 2. Формы освоения чужого стиля и их разновидности в истории литературы 465
1. Подражание и стилизация 465
2. Пародия и вариация 469
Литература 474
Предметный указатель 486
Указатель имен авторов и названий художественных произведений 492



ТОМ 2.
Часть третья ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА
Введение 4
§ 1. Теоретическая поэтика, историческая поэтика и история литературы 4
§ 2. Предмет исторической поэтики 5
§ 3. Метод исторической поэтики 7
§ 4. Периодизация истории поэтики 12
Раздел первый. Поэтика эпохи синкретизма 14
Глава 1. Синкретизм как художественный принцип 14
§ 1. Понятие синкретизма 14
§ 2. Формы проявления синкретизма в архаическом сознании и искусстве 15
§ 3. Синкретизм и генезис эстетического объекта 18
Глава 2. Субъектная структура эстетического объекта в поэтике эпохи синкретизма 20
§ 1. Понятие субъектного синкретизма 20
§ 2. Истоки субъектного синкретизма 22
§ 3. Субъектный синкретизм в отражении форм высказывания 28
§ 4. Субъектный синкретизм на уровне композиционного целого 30
Глава 3. Словесный образ в эпоху синкретизма 32
§ 1. Слово в эпоху синкретизма. Проблема генезиса и исходной формы образа 32
§ 2. Эволюция образного сознания 36
§ 3. Кумуляция и параллелизм 38
§ 4. Рождение ранних форм тропа, их историческая семантика и своеобразие 46
Глава 4. Сюжет в эпоху синкретизма 51
§ 1. Сюжет и проблема семантической границы в эпоху синкретизма 51
§ 2. Мотив и сюжет 53
§ 3. Герой и сюжет. Кумулятивная схема 57
§ 4. Циклический сюжет. Взаимодействие двух схем 63
Глава 5. Литературные роды в эпоху синкретизма 72
§ 1. Определение литературного рода и теория исходного синкретизма родов 72
§ 2. Роль слова в обрядово-мифологическом синкретизме и выделение его эстетической функции 74
§ 3. Проблемы лироэпических песен 81
§ 4. Способ исполнения как родовой критерий: пение, речь и наррация 82
§ 5. Способ изображения и дифференциация родов 84
1. Эпос 84
2. Драма , 86
3. Лирика 91
Глава 6. Жанры в эпоху синкретизма 100
§ 1. Понятие жанра 100
§ 2. Исходный жанровый синкретизм. Три этапа дифференциации 101
§ 3. Доминанта функциональной роли жанра. Развитие тематики и топики 110
Раздел второй. Эйдетическая (традиционалистская) поэтика 117
Глава 1. Художественные принципы эйдетической поэтики 117
§ 1. Новая стадия в истории поэтики 117
§ 2. Эйдос как порождающий принцип 118
§ 3. Эйдос, рефлексия и канон 121
Глава 2. Субъектная сфера в эйдетической поэтике 123
§ 1. Развитие личности и авторское начало 123
§ 2. Традиционалистская установка и личная инициатива 127
§ 3. Двуединство автора и героя 131
§ 4. Авторская и чужая речь. Повествовательные ситуации 133
§ 5. Всезнающий автор и готовый герой. Открытие характера 138
Глава 3. Словесный образ в эйдетической поэтике 141
§ 1. Словесный образ в европейской поэтике. Статус слова: «готовое» и «чужое» слово 141
§ 2. Система тропов 145
§ 3. Словесный образ в индийской поэтике 151
§ 4. Словесный образ в японской поэтике 157
§ 5. Словесный образ в китайской поэтике 160
1. Категория «дао» и принцип «естественнности» 160
2. Способы преобразования параллелизма 163
Глава 4. Сюжет в эйдетической поэтике 169
§ 1. Понятие «готовый сюжет»: его смысл и границы 169
§ 2. От сюжета-мотива к сюжету-ситуации 178
§ 3. Сюжет-ситуация и начало формирования сюжета становления 187
Глава 5. Жанры в эйдетической поэтике 189
§ 1. Жанровый канон и мышление жанрами 189
§ 2. Строгие и свободные жанровые формы 193
1. Газелла 194
2. Хокку 197
3. Элегия 199
§ 3. Роман как маргинальный жанр 201
Глава 6. Завершение эйдетической поэтики 209
§ 1. Идея и образ 209
§ 2. Кристаллизация монологических начал и возрождение стихии синкретизма 211
§ 3. Идея и жизнь в «Дон Кихоте», тайна и слова в «Гамлете» 212
§ 4. «Странность» и норма в барокко 216
Раздел третий. Поэтика художественной модальности 221
Глава 1. Принципы поэтики художественной модальности 221
§ 1. Хронологические рамки и этапы развития 221
§ 2. Автономная личность и «неклассическое я» 222
§ 3. Принцип художественной модальности 224
§ 4. Романтическая поэтика «возможности» и образ неготового мира 228
§ 5. Искусство — «игра», правила которой не даны заранее, а создаются в процессе игры 230
§ 6. Единичное й единое. Автономия искусства 232
Глава 2. Субъектная сфера в поэтике художественной модальности 234
§ 1. Самооценка «я» и «я-другой». Субъекты авторского плана 234
§ 2. Образ-личность и авторская позиция 237
§ 3. Автор и герой в раннем и «аналитическом» реализме 240
1. Ранний реализм 240
2. Аналитический реализм 243
§ 4. Автор и герой у Л.Толстого и Ф.Достоевского 246
§ 5. Развитие «неклассического» типа субъектных структур 253
1. Двуединство «я-другой» 253
2. Речевые формы высказывания 254
3. Неклассические субъектные структуры в лирике 255
4. Неклассические субъектные структуры в прозе 258
Глава 3. Словесный образ в поэтике художественной модальности 267
§ 1. Прозаическое и поэтическое разноречие 267
§ 2. Трансформация тропов. Возрождение архаических типов словесного образа 274
§ 3. Соотношение образных языков 281
Глава 4. Сюжет в поэтике художественной модальности 287
§ 1. Сюжет-ситуация и сюжет становления 287
1. Исходная ситуация 288
2. Становление 291
3. Открытый финал и принцип сюжетной неопределенности 298
§ 2. Неокумулятивный сюжет 304
Глава 5. Деканонизация жанров в поэтике художественной модальности 313
§ 1. Нарушение канона и жанровая модальность 313
§ 2. Замена канона внутренней мерой 321
1. Лироэпическая (романтическая) поэма 322
2. Баллада 330
Литература 335
Предметный указатель 345
Указатель имен и названий художественных произведений 348



ОТ АВТОРОВ
Предлагаемое учебное пособие — результат многолетней работы авторов в области эстетики словесного творчества, теоретической и исторической поэтики. Современная теория литературы, по их убеждению, должна быть синтезом этих дисциплин: единой, последовательно «выстроенной» и детально разработанной системой научных понятий.
Отсюда структура учебного пособия. В первой части рассмотрены проблемы знаковой (семиотической), эстетической и коммуникативной природы и функций художественного произведения и литературы в целом. Во второй и третьей частях1 акцентирована специфика художественной словесности как вида искусства: в центре внимания — вопросы и понятия поэтики, теоретической (литературное произведение и литература как системы в аспекте синхронии) и исторической (изменения художественных структур и их функций в диахронической перспективе, в смене больших культурных эпох).
Систематическое освещение научных понятий и категорий для нас, однако, не самоцель. Любое из них должно иметь «инструментальный» характер, т.е. быть пригодным к использованию в практике анализа текста и «внутреннего мира» литературного произведения, содействовать постижению его смысла. Поэтому изложение постоянно сопровождается анализом художественных текстов или их фрагментов. Практика такого рода в то же время — критерий оценки продуктивности существующих трактовок терминов и понятий в научной традиции, понятой как история понятий.
Такой подход к проблемам теории литературы и задачам обучения, на наш взгляд, отличает предлагаемое пособие от его предшественников в отечественной традиции, начиная от классического труда Б.В.Томашевского и вплоть до новейшего учебника В. Е. Хализева; в определенной степени он близок широко известной, многократно переиздававшейся книге В. Кайзера «Das sprachliche Kunstwerk».
В основе текста учебного пособия — лекционные курсы, читавшиеся авторами в РГГУ и показавшие продуктивность избранного ими способа освещения основных проблем теории литературы и доступность их для студентов в таком изложении. И в том и в другом авторы надеются убедить читателя.
 

 


О том, как читать книги в форматах pdf, djvu - см. раздел "Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др."


 

 

 

 

 

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностр. языки.

Информатика

Искусствоведение

История

Культурология

Литература:

К уроку литературы

К сочинению

Анализ текста

Готовые сочинения

Экзамены, тесты

Студентам

Кратк. содержание

Произведения

Рефераты

Математика

Менеджмент

ОБЖ

Обществознание

Психология

Религиоведение

Русский язык

Физика

Философия 

Химия

Экология

Экономика

Юриспруденция

Школа - и др.

Студентам - и др.

Экзамены школа

Абитуриентам

Библиотеки 

Справочники

Рефераты

Прочее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Copyright  © 2006-200 Alexander Vasiliev , St. Petersburg,   Russia,   info@alleng.ru

    Rambler's Top100